Как меняется Новая Москва
В июле 2012 года Москва увеличилась практически в два с половиной раза. За эти три года сделано многое: построены новые дороги, открываются детские сады, школы и поликлиники, создаются рабочие места. Город и инвесторы вкладывают свои силы и средства в то, чтобы уровень развития новых территорий не отставал от столичного.
«Вечерняя Москва» взяла интервью у руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина и узнала, как будет развиваться Новая Москва. Все самое интересное читайте вместе с нами.
- Владимир Федорович, какие изменения уже коснулись территорий за эти три года?
- Во-первых, за это время построен большой объем недвижимости. Это порядка семи миллионов квадратных метров, из них пять миллионов - жилье. Много и социальных объектов: школ, детских садов и поликлиник. Есть и три важные дороги, которые между собой соединяют Бутово, Киевское, Калужское и Боровское шоссе. Фактически это дублеры Московской кольцевой автодороги, которые стимулируют развитие поселений Новой Москвы. Во-вторых, мы разработали территориальную схему, которой предусмотрено строительство 600 километров дорог. Без этого территория не может развиваться. Мы прошли сложный процесс публичных слушаний, выбора трасс, коридоров, которые определяют транспортную схему.
- С какими предложениями обращаются москвичи к проектировщикам и властям?
- Они не хотят, чтобы стройка была рядом с их домами. В результате мы подобрали другие варианты коридоров дорог.
- Долго пришлось корректировать схемы в связи с пожеланиями жителей?
- Около полутора месяцев, хотя мы и сейчас продолжаем эту работу. Все, что можно скорректировать, уже сделано. В этом году метро придет в Новую Москву. Откроются две станции - «Саларьево» и «Румянцево». Также мы пересмотрели все ранее разработанные Московской областью проекты планировок. Добавили новые социальные объекты: в первую очередь детские сады, в том числе и там, где они не значились - в коттеджных поселках и районах малоэтажной застройки, увеличиваем мощность школ.
- Владимир Федорович, не затронул ли кризис основных планов застройки округов?
- Пока не сильно. Да, снизились объемы продаж. Да, несколько упала цена квадратного метра. Инвесторы пытаются сместить графики ввода социальных объектов. Им выгоднее строить жилье. Но только в этом году планируется построить 18 детсадов и 6 школ. Это гигантский объем.
- Инвесторы, наверное, неохотно реагируют на дополнительную нагрузку в виде объектов социнфраструктуры?
- Она для них никогда не была особо обременительной. Если строить вместе с жильем детсады, школы и поликлиники, то стоимость квадратного метра не превышает десяти тысяч рублей. Это было до кризиса. Сейчас процентная ставка кредитов для застройщиков выше, что отражается на себестоимости строительства. Свою роль играет и снижение вдвое объема продаж жилья. Конечно, эти факторы играют не на руку инвесторам. Тем не менее, мы считаем, что сегодняшний уровень цен позволяет бизнесу выполнять свои обязательства по строительству соцобъектов.
- А с какими видами строительства бизнес охотнее идет на территорию Новой Москвы?
- До кризиса были и офисные центры. Одним из успешных проектов стала первая очередь Comcity площадью свыше 280 тысяч квадратных метров. Появились производства и многофункциональные комплексы, включающие офисы, магазины и объекты бытового обслуживания. В этом году достраиваем начатые ранее проекты. План по возведению коммерческой недвижимости намерены реализовать. Для этого собираем инвесторов, чтобы определить трудности, с которыми они сталкиваются. И, конечно, объединив усилия, их разрешить.
- Коммерческая недвижимость, торговые центры, офисы, производства - это не только новые объекты, но и рабочие места для горожан. Сколько их всего создано? Сколько еще появится?
- На территории, которая нам досталась три года назад, было 84 тысячи рабочих мест. Сейчас их уже 165 тысяч. За три года мы удвоили их число. Но из 80 тысяч новых рабочих мест 20 тысяч еще не заполнены. Здания стоят, многие введены в эксплуатацию или получено разрешение на их ввод, в других идет подготовка помещений. Инвесторы ведут переговоры с потенциальными арендаторами. Работа продолжается. Главное, что рабочие места созданы, и мы продолжаем наращивать их количество. Мы планируем ежегодно при строительстве жилой недвижимости пропорционально обеспечивать горожан местами приложения труда.
- Куда еще горожане могут пойти работать?
- Жители смогут пойти работать на производства, например в «Индиго-парк». В Новой Москве возведены и продолжают строиться школы, детсады, поликлиники, создаем пожарное депо, где горожане также могут трудоустроиться. Не обходится и без объектов транспортной инфраструктуры: создаются новые маршруты, открываются обслуживающие их предприятия. Также сдается крупный многофункциональный комплекс площадью 60 тысяч квадратных метров, где будут востребованы рабочие и специалисты как минимум по 10 видам деятельности. Есть и крупные логистические центры: аэропорты «Внуково» и «Остафьево», где также работают жители Новой Москвы.
- То есть жителям Новой Москвы можно не стремиться на исторические территории, чтобы найти себе там работу?
- Жители Новой Москвы могут найти себе работу на присоединенных территориях. Это тоже Москва, и уровень зарплат практически не отличается. Спектр мест приложения труда расширяется с каждым годом. Согласно территориальной схеме и будущему Генеральному плану, мы реализуем таким образом проекты, чтобы 60 процентов жителей Новой Москвы могли жить и работать рядом с домом. Это высокий процент соотношения тех, кто остается на новых территориях и кто едет в историческую Москву или Московскую область.
- А сейчас как выглядит это соотношение?
- В настоящее время это 35-40 процентов тех, кто не покидает Новую Москву. Главное, чтобы перечень предлагаемых рабочих профессий был сбалансирован. Одна из основных целей - чтобы горожане в основном оставались работать рядом с местами проживания. Тем самым они сократят время, проводимое в пути до работы, и больше часов проведут с семьями, смогут заняться спортом, отдохнуть или просто погулять. Для этого на территории Новой Москвы построено большое количество парков.
- Кстати, о парках. Какое развитие они получат? Где горожане смогут отдохнуть?
- Больше половины территории Новой Москвы - это леса. Уже построены три новых парка. Создаваемые зеленые зоны будут в пешей доступности от жилья. В Новой Москве появятся и парки отдыха, где можно будет заняться спортом. Для этого там разметят велодорожки.
- Какие виды транспорта будут в Новой Москве?
- Мы развиваем два направления пригородного железнодорожного сообщения - Курское и Киевское. Также появятся новые пути, которые свяжут между собой и дороги - Киевское и Калужское шоссе. Будут организованы новые маршруты общественного транспорта и, конечно, парковки. Сколько горожане сэкономят времени в пути, добираясь из Новой Москвы в центр? Если сравнивать с сегодняшней ситуацией, то примерно час. Когда мы стоим на Калужском или Киевском шоссе и при этом идет реконструкция двух развязок на МКАД, хочется воспользоваться пригородным транспортом. Транспортная ситуация, безусловно, улучшится после окончания дорожных работ, а появление электричек серьезным образом разгрузит эти автомобильные потоки.
- Владимир Федорович, какие еще нововведения ожидают присоединенные территории?
- Новая Москва отличается от старой. Здесь не такая плотная застройка, преимущественно малоэтажная. Самое главное - это связь с основной территорией. Важным направлением станет создание индустриальных парков, где появятся разные места приложения труда. Порядка семи таких центров будет в Новой Москве.
- Вы как-то признались, что ваша самая большая мечта - построить город. Она сбывается?
- Только начинает. Появляются дороги, приходит метро, создаются рабочие места, реализуются интересные проекты. Конечно, кризис внес коррективы, но они временные. Не думаю, что он глобально повлияет на совместные мечты нашего коллектива - создать комфортный, удобный для жизни город. Главным достижением этих лет можно назвать комплексный подход к развитию новых территорий.